Ольга мудрейшая из людей

Эпоха Рыб приближалась к своей середине. Христианство завоевало западную Европу, а на ее востоке – разрозненные и часто враждебные друг другу племена славян. Язычество там утверждает жестокие нравы.

На дальнем юге процветает Восточный Рим, загадочная Византия, крепнущая под крылом православия.

Русскому же государству еще только предстоит родиться. И крестной матерью его станет женщина, русская православная Святая – Равноапостольная Великая Княгиня Ольга.

 

Время рождения Ольги истории неведомо. А вот место ее рождения село Выбуты, в 12 км от Пскова – и в наше время является известным местом паломничества верующих христиан и туристов. О родителях ее также имеются лишь предположения. Ими могли быть как представители племени кривичей, населяющих эти места, так и люди осевших в этих краях семей варягов в Изборске. Среди историков бытует версия, что Ольга, имевшая в девичестве варяжское имя Хельга, вообще была дочерью князя Олега, который, дав обещание Рюрику, позаботился об Игоре и в его женитьбе. Возможно, так считают потому, что характер Ольги и последующие ее действия имеют много общего с действиями Олега.

«Олег» – означает «святой». Святость Ольги, его последовательницы, проявляется с самого детства в целомудрии, нравственной чистоте, прозорливости, в особом духовном настрое. Псковская земля хранит много преданий о святой Ольге. С самого детства ее называют «блаженная», то есть счастливая лицезрением Бога на Небесах. Все эти качества в сочетании с умом, смелостью и целеустремленностью позволили Ольге прожить яркую насыщенную жизнь, отдать себя всю на служение Отечеству и Творцу.

 

Игорь

Снимок экрана 2015-12-29 в 17.00.38
К. Лебедев. Князь Игорь собирает дань с древлян. 1908

О жизни супруга Ольги, князя Игоря, в древних летописях информация довольно скудная: Игорь усмирял печенегов, дважды ходил в поход на Константинополь. В первом походе в 941 году он потерпел сокрушительное поражение, когда при помощи так называемого «греческого огня» греки уничтожили почти весь его флот. Второй его поход, который был тщательно подготовлен и обещал достойное завершение, греки предупредили сами, встретив его на Дунае, не допуская до Константинополя. Они склонили Игоря к мирным переговорам, пообещав большие подарки и возобновление выплаты дани, прерванной по случаю истечения договора Олега. «Повесть временных лет» сохранила подробное описание этого договора, по своему содержанию выгодного для русских.

Внезапная смерть Игоря и последствия этой смерти шокировали всех потомков. Они вошли во все школьные учебники истории и известны многим.

Племена древлян, жившие по соседству с киевскими полянами, были данниками Киевского князя. «Повесть временных лет» за 945 год сообщает: «И сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда (воеводы Игоря) изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам. И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его». То ли Игорю показалось мало полученного, то ли Промысел Божий замыслил прославить жену его Ольгу, только Игорь, отправив домой дружину, решил вернуться за новой дополнительной добычей. Сейчас среди историков бытует версия, что причиной возврата Игоря стала необходимость делиться добычей с хазарами, ставленник которых постоянно находился в Киеве.

Древляне, прослышав о его возвращении, решили убить его, рассудив так: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его». Расправа над Игорем была жестокой: его разорвали надвое, привязав к двум склоненным березам; так же поступали с волками, вредившими хозяйству.

Ольга находилась в Киеве с малолетним сыном Святославом.

Известие о смерти мужа принесли ей послы от древлян вместе с предложением выйти замуж за их князя Мала. Ольга приняла сообщение внешне спокойно, не показав и вида убийцам. Но месть ее была суровой: наутро послов с почетом принесли люди княгини на княжеский двор в их ладье, как и было условлено с Ольгой, а затем бросили в глубокую яму, выкопанную для этого случая во дворе. После этого всех заживо засыпали землей. А древлянам отправили сообщение с согласием Ольги на замужество с Малом, но потребовали для убедительности прислать специальную депутацию самых авторитетных древлян. Этих именитых послов числом восемь человек Ольга также подвергла смерти, предложив перед встречей вымыться в бане. Баню по ее приказу заперли снаружи и подожгли так, чтобы никто не мог выбраться живым.

Самым массовым убийством древлян была третья месть Ольги. Взяв с собой «малую» дружину, она отправилась сама к древлянам якобы с целью дать свое согласие на брак. Однако прежде, согласно языческому обычаю, пожелала творить тризну по мужу, который был захоронен в Деревской земле. Во время тризны было выпито много меда. Дождавшись полного опьянения древлян, Ольга приказала дружине всех уничтожить. Тогда, по словам летописца, погибло пять тысяч древлянских людей.

Через год Ольга с войском пришла войной к древлянам, но они затворились в своей столице и были подвергнуты многомесячной осаде, пока не предложили выкуп, чтобы Ольга ушла. Здесь Ольга снова проявила свое стремление искоренить врагов. Она потребовала в качестве выкупа с каждого дома по три воробья и по три голубя, на что древляне с радостью согласились. Наутро Ольга действительно сняла осаду, но, уходя, приказала привязать к птицам трут и серу и отпустить. Полетевшие к своим гнездам птицы подожгли все дома, и столица древлян Искоростень в один миг сгорела дотла.

За местью княгини последовали ее грандиозные дела – труд всей жизни: создание первого русского государства.

 

На престоле

После смерти мужа Ольга принимает на себя всю тяжесть Киевского престола, ведь до совершеннолетия сына русская матерая (детная) вдова имела все публичные права мужа.

Но с чем же подошла Ольга к своему княжению? У нее не было боеспособной дружины. Не было надежного мужского плеча, на которое она могла бы опереться в защите семьи, в удержании Престола. Единственное, на что она могла полагаться – это ее собственный ум и мудрость.

Соперников на Киевский престол у нее могло быть достаточно и среди соседей (древляне проявились первыми), и внутри княжества. Под боком были хазары. Поэтому Ольга принимает решение быстро и смело. Жестокая расправа с древлянами – это не только дань языческим правилам и нравам, требовавшим непременно суровой мести. Не примени ее Ольга, ее осудили бы все, с кем ей предстояло жить дальше. Но дело даже не в этом. По языческим законам ей самой надлежало покончить с собой на могиле мужа. На карту была поставлена жизнь своя и сына. Ольга принимает решение в пользу жизни.

Ольга
М. Нестеров. Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве. 1892

Расправляясь с древлянами, уничтожая их верхушку, она не только устраняет явного ближайшего противника, но и в корне меняет собственную судьбу, она встает на путь, заведомо предназначенный ее высокой Душе. Это потом аналитики скажут, что мудрое предвидение великой княгини предотвратило многие кровавые междоусобицы за Киевский престол, что она сумела сохранить мир и согласие на землях Киевской Руси, что в основе своих действий она, не будучи христианкой, привнесла в жизнь основную заповедь Христа «да любите друг друга».

По Божественному Промыслу, для исполнения которого Предтечей пришла на Русь святая Ольга, Русскому государству вскоре предстояло принять божественный Свет Православия через ее внука Владимира. А потому на этой земле должен был воцариться мир и единство вместо распрей и войн.

Автор «Древнейшего сказания», писавший историю Руси при князе Владимире, еще до того как Нестор Летописец приступил к «Повести временных лет», начинает ее не от Рюрика, не от Олега. Он начинает ее с княжения великой Ольги – первой устроительницы Русского государства.

 

Создание государства

Прежде всего, Ольга приступила к созданию собственного войска, которое могло бы обеспечить безопасность и мир ее подданным.

Расправа с древлянами привлекла под ее начало много верных храбрых воинов. Знаменем и щитом дружины стал малолетний Святослав – служить потомку Игоря и Ольги были готовы многие. Ему было доверено начать первое сражение с древлянами.

Святослав, усаженный на коня, поддерживаемый с двух сторон его дядькой Асмолдом и воеводой Свенельдом, метнул копье в древлян. Пролетев между ушей коня, копье упало у ног коня – настолько был мал Святослав. Но дело князя было сделано, за этим последовал боевой клич: «Князь уже потрудился! Потягнем, дружина и мы по князе!». И войско одержало первую победу, на древлян возложили тяжкую дань. Треть ее досталась Ольге, и это было высокой оценкой ее заслуг. А малолетний Святослав, сумевший начать победоносную битву, матери уже не принадлежал.

Ольга и при Игоре управляла внутренними делами Руси во время полюдья (сбора дани) или военных походов князя. Но после смерти мужа она извлекает поучительный урок для своего правления. Внедряя этот урок, Ольга начинает впервые в истории Руси строительство и организацию государства Российского. И начинает она как женщина, как мудрая хозяйка, для которой ее народ – это ее семья, а в семье должен быть мир, порядок и достаток.

Придя к древлянам как победитель после кровавых событий, Ольга накладывает на них твердую, постоянную в своих размерах дань. Фиксированный размер дани устранял произвол князей и воевод, устанавливал новые отношения между князьями и данниками. Это стало залогом спокойствия в государстве.

Для упрочения и удобства управления на славянских землях, от Ладоги на севере до Днепровских порогов на юге, Ольга объезжает свои земли, везде вводя новый порядок и правила. Она устраивает «становища» и «погосты» – дворы или села, куда могли бы съезжаться гости для торговли, останавливаться князья или их доверенные, которые собирали дань и оброки. Такие становища соединяли дорогами с водными путями, главным средством связи, и это способствовало мобильности. Со временем они превращались в села Ольги, первые устроенные государством населенные пункты. Там население могло уплатить чиновникам положенную дань, там же оно могло получить суд и поддержку. И были они доступны для дружины в любое время года.

Земли, охваченные ее заботами, включали в себя важные торговые пути с севера на юг и на восток, и на запад, и были очерчены границами.

Распределение доходов государства также было четко установленным: треть шла в Вышгород, город Ольги в 18-ти километрах от Киева, а две трети – в Киев. Есть такое предположение, что в Киеве в то время находился ставленник Хазарского каганата, которому Русь была вынуждена платить дань. Поэтому Вышгород представлял крепость с полным внутренним обустройством, включая даже самостоятельную выплавку и обработку железа.

Ольга 2Поражает масштаб проведенной Ольгой работы, порядок, который она навела в своем государстве, восхищает укрепление связи окраин с центром. Так терпеливо и последовательно могла творить свое детище только женщина. Своей справедливостью и мудрой хозяйственной распорядительностью она приобрела любовь по всей земле Русской, а это меняло очень многое в отношениях государства и его народа.

Если обобщить мнение современных историков о рождении государственности на Руси, то с полной очевидностью можно сказать, что государственное становление произошло не при Рюрике и не при Олеге, как утверждает классическая российская историческая наука. «Предпосылки для создания государства сложились позже Рюрика, благодаря деятельности Вещего Олега. А создано государство было только княгиней Ольгой» (А. Богданов «Княгиня Ольга»). Современные видные ученые (А. А. Шахматов, Д. С. Лихачев, Л. В. Черепнин, М. Н. Тихомиров) согласились с этим: «Русь как государство была создана женщиной, псковитянкой Ольгой, вдовой князя Игоря». Но пойти против принятой веками авторитетной версии они не решились. Историческая наука несправедливо замалчивает имя создательницы Русского государства.

 

Мудрый дипломат

Имя княгини Ольги как создателя государственности Руси подтверждают иностранные документы ее современников. Она сотрудничала со многими из них, и записи о ее сотрудничестве сохранились.

Судя по германским архивам, Ольга вела переговоры о церковном устройстве с германским императором Оттоном I, тот откликался на ее просьбы и называл Ольгу королевой, признавая главой Русского государства. В арабских сочинениях говорится о контактах и союзе главы руссов Ольги с Византией. Она реально закладывала основы России как великой державы.

Дипломатические способности княгини выделяют ее из среды предшественников и последующих князей. Она выступает как женщина со всеми качествами, присущими высокой женской душе. С соседями она поддерживает мирные, но независимые отношения. Образцом, к которому, по мнению Ольги, должна тянуться Русь, ей виделась Византия. На этой основе у нее завязываются дружественные отношения с киевскими христианами. Христианская Византия также была заинтересована в союзниках для сдерживания влияния Хазарского каганата, иудейских и мусульманских соседних стран.

Ярким примером ее дипломатии служит Константинопольское посольство Ольги в 955 году. Со стороны Русского государства в нем приняли участие 105 человек во главе с великой княгиней. Эта поездка ее в Константинополь и прием там подробно описаны императором Византии Константином Багрянородным, принимавшим Ольгу. Описание включило в себя даже мелкие детали протокола и показывает не только порядок приема у византийских монархов, но и характер княгини Ольги, ее ум, находчивость и дипломатическую мудрость, и самое главное – ее место среди политиков других государств.

В Константинополе Ольга приняла крещение в православную веру. Ей было недостаточно сделать это в Киеве, где к тому времени уже был православный храм Ильи Пророка, а может и другие православные храмы. Ей было необходимо почерпнуть христианство в самом его источнике, необходимо, чтобы ее крестил непременно константинопольский патриарх. И при этом восприемниками (крестными отцом и матерью) стала царская чета Багрянородных. Это дало Ольге дополнительные привилегии в сложном протоколе константинопольских дворцовых приемов. В крещении княгине дано было имя Елена.

Акт крещения утвердил все копившиеся внутренние устремления Ольги, и тем был важен для нее лично.

Акт крещения утвердил все копившиеся внутренние устремления Ольги, и тем был важен для нее лично.
Она понимала ошибочность язычества и противилась принимать его, и, ощущая своей душой Высшее Начало – БОГА, всю жизнь стремилась к нему делами и мыслями. Ее не могло не поражать различие между язычеством и христианством. Проведя много лет в поиске Истины, душа ее твердо определилась, как только прикоснулась к Истинному Учению, Истинному Свету.

Крещение было важно не только для нее самой. За нею стояла Русь, ее народ. Недопустимо, чтобы этот народ продолжал существовать в темноте невежества, поклонялся рукотворным идолам, приносил жестокие человеческие жертвы. И она несет божественный Свет на свою землю. Христианская община Киева с крещением Ольги почувствовала свою силу, стала утверждаться в своем авторитете, опираясь на авторитет княгини. В конце концов, это откликнулось при внуке Владимире, когда встал вопрос о выборе религии для Руси: «Если бы дурен был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех людей», говорили князю Владимиру.

Актом своего крещения Ольга показала свое место и место Русского государства в политическом мире. Когда император попытался ближе привлечь понравившуюся ему Ольгу, она дипломатически поставила его на место, напомнив, что православная вера не допускает таких близких отношений между крестным отцом и дочерью. Она установила необходимое единство с Византией, но при этом четко определила границы.

И уже, будучи дома, когда Константин обратился к ней за военной помощью, она, учитывая государственные интересы, не постеснялась отказать ему. Она дала понять, что проводит независимую политику во благо Руси, и ее нельзя считать вассалом Восточного Рима.

Больше того, благодаря военным успехам сына, великого князя Святослава, Византия сама была обязана платить дань Руси за безопасность своих северных границ.

 

Мать и бабушка

Святослав с малых лет, когда он не смог даже метнуть копье в силу своей малости, был отделен от матери. Его держали и воспитывали в Ладоге вдали от Киева (очевидно для безопасности) мудрый дядька Асмолд и воевода Свенельд.

С годами составился сильный и прочный союз матери – мудрого политика и государственного устроителя, и сына – воинственного «барса», охранявшего границы созданного Ольгой государства и пополнявшего казну торговыми и военными доходами. Святослав сформировал и обучил мобильное бесстрашное войско, представлявшее угрозу соседям и дающее защиту своим подданным. В историю вошло беспрецедентное правило Святослава предупреждать своих врагов о готовящемся его походе: «Иду на вы!». В конце концов, он окончательно разбил хазарское войско, навсегда устранив длительную зависимость Русского государства от опасного соседа на юге.

До поры до времени Ольгу устраивала такая расстановка обязанностей ее и сына. У них были хорошие отношения, они любили друг друга внутренней доверяющей любовью. Каждый из них знал свое дело и место. Авторитет Ольги и воинственная мудрость Святослава поддерживали равновесие в развитии государства. Она занималась внутренними делами государства; при ней находились внуки. Старшие Ярополк и Олег постигали военную науку. Младший Владимир, сын ключницы Малуши – самого доверенного княгине лица, был постоянно перед ее взором, наблюдал авторитет бабки, впитывал ее свет. Прозревала ли великая княгиня, какое большое будущее уготовала судьба этому внуку?

В одном не было единства между матерью и сыном: на все попытки Ольги убедить Святослава креститься, принять православную веру, он отвечал отказом. Отшучивался, что дружина будет над ним смеяться. Христианская аскеза виделась ему непосильным бременем. «В душу неразумного не войдет премудрость». Трудно было мужу, воспитанному на крови и насилии, принять заповеди смирения и любви. Видимо, не мог до конца понять Святослав и великого дела своей матери, и того стержня – стремления к истинному Единому Богу, который давала православная вера Ольге.

Для своей квартиры Святослав облюбовал место вдали от Киева в низовьях Дуная, в отвоеванном городе, который он назвал на славянский манер Переяславец. Это место он считал наиболее серединным, куда стекаются земные блага, местом, удобным для торговли, а также для набегов своей дружны на западные и северо-западные страны. Его грозное соседство втайне не устраивало Византию, независимо от мирного договора с Русью. Ольга же понимала возможность угрозы Киеву от самой мощной по тем временам византийской армии. Длительное время эта армия была занята на юге своей страны покорением арабов. Но, надо сказать, что излюбленным приемом византийских императоров был подкуп одних племен для нападения и разгрома других, неугодных, опасных. Они часто устраняли противников чужими руками.

С годами Ольгу стало тревожить длительное отсутствие в Киеве Святослава. Ее тревоге суждено было оправдаться в 968 году. Святослав находился на Дунае, победно завершив войну с болгарами; вблизи Киева за Днепром оставалась малая часть его дружины. Этим и воспользовался византийский император Иоанн Цимисхий, которому совсем не нужен был сильный сосед с дружиной возле своей границы. Он подкупил печенегов для нападения на Киев.

Первые попытки объединить племена славян были еще при Рюрике, и особенно при его соратнике Олеге Вещем. Олег, будучи князем Невогорода (Старой Ладоги), хитростью подчинил Киев и в 882 году сделал его своей столицей, назвав «матерью городов русских». Воевал Олег Смоленск, Любеч, многие племена собрал под своей рукой, обложив их данью. Талантливый воевода и дальновидный политик, он держал в повиновении хазар на юге, ходил походом и на Константинополь, столицу Византии, добившись выгодного для себя договора – ромеи должны были платить дань и предоставить русским купцам право беспошлинной торговли. При Олеге сложилось ядро древней Руси. Рюрик, умирая, оставил на воспитание Олегу своего малолетнего сына Игоря. Ему и достался киевский стол в 912 году после смерти Олега, красочно описанной Пушкиным в «Повести о Вещем Олеге». В «Повести временных лет» есть запись за 903 год: «Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова (в летописях – Плесков) именем Ольгу». Это говорит о том, что Игорь взошел на княжение, уже будучи женатым. До нас дошла легенда о романтической встрече Игоря и Ольги на перевозе через реку Великую вблизи Смоленска, ставшей началом их любви.
Город, где находилась великая княгиня с внуками, был обложен печенегами со всех сторон. Очевидно, осада была настолько суровой, что в городе начался голод, возникла угроза сдачи его печенегам. На карту было поставлено существование государства, всю жизнь с любовью собираемого княгиней Ольгой.

Чудом удалось выбраться из города парламентеру, пройти вражеский кордон и сообщить о беде дружине Святослава. Дружина воззвала великому князю: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?»

И только спешный приход Святослава помог отвести эту беду: печенеги были отброшены, а затем и разбиты.

После разгрома печенегов Святослав снова собирается на Дунай. Ольга возражала против его ухода. Безразличие сына к судьбе Руси, ее любимому детищу, волновали княгиню, отнимали ее жизненные силы. Она всячески добивалась, чтобы сын не бросил страну, чтобы он, наконец, понял и оценил значение государства, которое она построила.

Перед смертью состоялся серьезный разговор княгини с сыном: «Погреби меня и иди, куда хочешь». Так и случилось, смерть действительно вскоре пришла к ней – это случилось летом 969 года. Плач по Ольге наполнил всю страну. У гроба княгини плакали как христиане, так и язычники, плакали три внука. Душа Ольги отразилась в душе ее народа, за который она радела.

Святослав выполнил завещание матери. Он похоронил Ольгу по христианскому обряду.

Но, прежде чем уйти на Дунай, уже не великим князем, а простым воеводой, Святослав разделил страну и свою дружину между тремя сыновьями. Летопись гласит: «Ярополка Святослав посадил в Киеве, Олега – в Овруче у древлян, а Владимиру достался Новгород (скорее всего, Невогород (Ладога), так как Новгород князю Владимиру еще предстояло построить)». Понимал ли Святослав, что этим разделением он подрывает дело матери своей, закладывает основу будущих усобиц, которые и начались вскоре после его смерти. Понимал ли он, что собиранием Русского государства его мать выполняла задание Бога и что она успешно справилась с этим заданием? Расчленяя государство, укрепляя силу язычества, сопротивляясь Богу Единому, Святослав подвел итог и своей жизни – через три года после смерти матери он, храбрый непобедимый воин, погибнет от руки наемных убийц по заданию византийских царей.

 

Равноапостольная святая

Не было тогда в Русской земле учителя благочестия. До всего нужно было доходить самой, слушая душу, размышляя и прозревая Истину. И здесь первая идет женщина. Женскому сердцу, более открытому, жертвенному, любящему легче открывается божественная Правда, божественный Свет.

Сегодня нам дано знать, что в Божественном Мире есть высокие души, несущие Свет на планету, в народ в то время, когда необходимо усилить стойкость или процветание этого народа. Душа святой княгини Ольги – одна из таких душ. Она, как немногие, успешно выполнила свою божественную задачу, подготовив пространство для дел внука своего Владимира.

Русской православной церковью княгиня Ольга канонизирована как равноапостольная святая; тление не коснулось ее тела ни через тридцать лет, когда его обрели, ни после. Древние летописцы считали княгиню Ольгу «Мудрейшей из всех людей»: «Благословенна ты среди жен русских, ибо оставила тьму, а Свет возлюбила. И благословлять тебя будут сыны русские в последующие дни, потомки внуков твоих!» – говорит о ней летопись.

Летописец Никон, игумен Киево-Печерского монастыря, писал о княгине Ольге: «Она была предвозвестница христианской земле, как денница перед Солнцем, как заря перед рассветом, ибо сияла, как Луна в ночи. Так и она светилась среди язычников, как жемчуг в навозе; замараны были люди грехом, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели и совлекла греховные одежды первого человека Адама и облеклась в нового Адама, который есть Христос. Мы же взываем к ней: Радуйся, русское познание БОГА, началом примирению бывшая. Она первая вошла в Царство Небесное от Руси, ее восхваляют русские князья и сыновья как начальницу, ибо и по смерти молится БОГУ за Русь».

 

Автор: В. Кисель

Опубликовано:  Журнал «Час Х. Журнал для устремлённых» N26, декабрь 2014.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *